ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ


 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Инструкция разработана Государственным унитарным предприятием Центр внедрения новой техники и технологий «Транспорт» с участием департаментов локомотивного хозяйства, электрификации и электроснабжения МПС России, Всероссий­ского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта с учетом предложений и замечаний железных дорог.

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок использования токоприемников электровозов и электропоездов при различных условиях эксплуатации на железных дорогах МПС России. Она предназначена для работников служб локомотивного хозяйства и служб электрификации железных дорог, связанных с эксплуатацией, текущим ремонтом и техническим обслуживанием токоприемников электровозов и электропоездов. В настоящей Инструкции приведены требования по обеспечению нормального взаимодействия токоприемников и контактной сети, рациональ­ному износу контактных проводов и токосъемных материалов то­коприемников, безопасности движения поездов.

2. На участках железных дорог, электрифицированных на постоянном токе, грузовые электровозы ВЛ10У, а также ВЛ10, двухсекционные электровозы ВЛ11, ВЛ11М, в том числе исполь­зуемые для вождения пассажирских и почтово-багажных поездов (далее — пассажирский поезд), электровозы двойного питания ВЛ82, ВЛ82М, пассажирские электровозы ЧС2, ЧС2Т, ЧС7 долж­ны следовать с поездом или одиночным порядком, как правило, при одном поднятом токоприемнике (втором по ходу движения).

На указанных электровозах при стоянке с поездом или одиночным порядком на железнодорожных станциях (далее - станция), других раздельных пунктах, перегонах поднимаются оба токоприемника. После трогания и достижения поездом ско­рости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опус­кается (при отправлении с бокового пути станции на расстоянии не менее 15—20 м от ближайшего стрелочного перевода).

На участках с затяжными подъемами, где наблюдается по­вышенный износ контактных проводов, на электровозах, указан­ных в настоящем пункте, следование с поездом должно осущест­вляться при двух поднятых токоприемниках, для чего во время движения поднимается второй токоприемник. При работе электро­возов постоянного тока при параллельном соединении тяговых двигателей с током, превышающим длительный ток токоприемни­ка, во время движения также поднимается второй токоприемник.

Подъем токоприемников при движении поезда осуществ­ляется в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящей Ин­струкции. Перечень участков, на которых поднимается второй токоприемник, устанавливается службами электроснабжения и локомотивного хозяйства железных дорог с указанием четного или нечетного путей, номеров километров и пикетов начала и конца затяжного подъема. Данные о местах, где производится по указанным причинам подъем во время движения вторых токопри­емников, доводятся руководством депо до сведения локомотив­ных бригад, отражаются в режимных картах вождения поездов.

Трогание поездов электровозами ВЛ11, ВЛ11М (двухсекци­онными), ВЛ82, ВЛ82М осуществляется только при последователь­ном соединении всех восьми тяговых двигателей (в маневровом режиме). С бокового пути станции движение при последователь­ном соединении тяговых двигателей производится до выхода на главный путь, где контактная сеть имеет два контактных провода.

При повреждении или неисправности одного из токопри­емников, в том числе его изломе, разрешается во всех вышеука­занных случаях трогание и следование с поездом при одном то­коприемнике до ближайшего основного депо или пункта техни­ческого обслуживания локомотивов (далее — ПТОЛ), где возмо­жен ремонт или замена неисправного токоприемника, при усло­вии обеспечения безопасности движения. Неисправный токопри­емник, в том числе изломанный, предварительно исключается из работы согласно требованиям инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комисси­онном их рассмотрении.

На электровозах, указанных в этом пункте, а также в пунк­тах 3, 4, 5 (для электровозов, осуществляющих вождение пасса­жирских поездов в период отопительного сезона), в пункте 6 для электровозов постоянного тока, работающих двойной тягой или двумя электровозами по системе многих единиц, в том числе те­лемеханической (далее — двойная тяга), настоящей Инструкции, перед остановкой поезда на перегоне или станции осуществляется подъем на ходу первого по направлению движения токоприемни­ка. Подъем токоприемников производится в порядке, преду­смотренном пунктом 13 настоящей Инструкции.

3. Трехсекционные электровозы ВЛ11 и ВЛ11М должны сле­довать с поездами и одиночным порядком при двух поднятых токо­приемниках (как правило, втором и третьем по ходу движения).

Стоянка с поездом или одиночным порядком трехсекционных электровозов ВЛ11, ВЛ11М осуществляется при трех подня­тых токоприемниках..

Трогание поезда производится при трех поднятых токопри­емниках и последовательном соединении всех двенадцати тяговых двигателей.

С бокового пути станции движение при последовательном соединении тяговых двигателей осуществляется до выхода на главный путь, где контактная сеть имеет два контактных провода, с переходом на последовательно-параллельное соединение тяго­вых двигателей. При достижении поездом скорости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускается (при отправ­лении с бокового пути станции на расстоянии не менее 15—20 м от ближайшего стрелочного перевода).

При неисправности двух токоприемников допускается, по согласованию с энергодиспетчером, трогание поезда при одном токоприемнике и только при последовательном соединении всех двенадцати тяговых двигателей и следование без применения па­раллельного соединения тяговых двигателей до ближайшего ос­новного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт или замена неис­правных токоприемников. Неисправные токоприемники исклю­чаются из работы согласно требованиям инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электро­снабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.

4. Электровозы ЧС6, ЧС200, грузовые двухсекционные электровозы постоянного тока ВЛ15 должны осуществлять стоян­ку с поездом или одиночным порядком и трогание поезда при трех поднятых токоприемниках (первом, втором и четвертом по ходу движения) с отключенной одной секцией на электровозах ЧС6, ЧС200. При достижении поездом скорости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускается (при отправлении по­езда с бокового пути станции на расстоянии не менее 15—20 м от ближайшего стрелочного перевода), а вторая секция на электро­возах ЧС6, ЧС200 включается в тягу.

При неисправности одного или двух токоприемников раз­решается трогание поезда на оставшихся исправных токоприем­никах и следование до ближайшего основного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт или замена неисправных токоприемников. Неисправные токоприемники исключаются из работы согласно требованиям инструкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях то­коприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении. Трехсекционные электровозы ВЛ15 должны осуществлять стоянку с поездом или одиночным порядком, трогание и следо­вание с поездом при трех поднятых токоприемниках (втором, четвертом и шестом по ходу движения).

5. На участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, грузовые электровозы ВЛ85 (двухсекционные и трехсекционные), ВЛ80С, ВЛ80Р (трехсекционные), а также ВЛ80С (двухсекционные), ВЛ80Т, ВЛ80Р, ВЛ60К, в том числе используе­мые для вождения пассажирских поездов, электровозы ВЛ82, ВЛ82М, пассажирские электровозы ЧС4, ЧС4Т, ЧС8, ВЛ60П/К, ВЛ65, ЭП1 должны осуществлять стоянку с поездом или одиноч­ным порядком, трогание и следование, как правило, при одном поднятом токоприемнике (последнем по ходу движения).

Порядок использования токоприемников электровозов пе­ременного тока, осуществляющих вождение пассажирских поез­дов в период отопительного сезона, при стоянке, трогании и сле­довании поезда, приведен в пункте 15 настоящей Инструкции.

6. При двух и более электровозах в голове поезда (кроме ЧС6, ЧС200, ВЛ15 и трехсекционных ВЛ11 и ВЛ11М) стоянка электровозов, трогание и следование поезда осуществляется при одном поднятом токоприемнике (втором по ходу движения) на каждом электровозе, но суммарное их количество не должно быть более трех.

При нахождении в голове поезда двух электровозов посто­янного тока стоянка электровозов и трогание поезда осуществля­ется при трех поднятых токоприемниках, два из которых подни­маются на головном электровозе и один (второй по ходу движе­ния) на заднем электровозе. При достижении поездом скорости 5—10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускается (при отправлении поезда с бокового пути станции на расстоянии не менее 15—20 м от ближайшего стрелочного перевода).

Приведенный порядок работы токоприемников распростра­няется и на электровозы постоянного тока, следующие двойной тягой резервом.

Трогание поезда двойной тягой электровозами ВЛ11, ВЛ11М осуществляется на последовательном соединении тяговых двигателей.

С бокового пути станции движение поезда двойной тягой электровозами ВЛ11, ВЛПМ осуществляется при последователь­ном соединении тяговых двигателей до выхода на главный путь, где контактная сеть имеет два контактных провода, с переходом на последовательно-параллельное соединение.

При нахождении в голове поезда двух электровозов посто­янного тока, у которых неисправны два токоприемника (по од­ному на каждом электровозе) допускается трогание поезда на ос­тавшихся исправных токоприемниках и следование до ближайше­го основного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт или замена неисправных токоприемников. Неисправные токоприемники ис­ключаются из работы согласно требованиям инструкции о поряд­ке действий локомотивных бригад и работников дистанций элек­троснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.

7. Разрешается пересылать электровозы сплотками для ре­гулировки парка на участках их обращения при минусовой темпе­ратуре наружного воздуха в следующем порядке и количестве:

ВЛ85, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ80Т, ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11М, ЧС7, ЧС8 (двухсекционные) - до 5 электровозов включительно с поднятыми задними по ходу движения токоприемниками на каж­дом электровозе сплотки;

ВЛ85, ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ11, ВЛ11М (трехсекционные) - до 3-х электровозов включительно с поднятыми задними (на по­следней секции) по ходу движения токоприемниками на каждом электровозе сплотки. На ведущем трехсекционном электровозе ВЛ11М или ВЛ11 из числа сплотки, кроме того, поднимается вто­рой по ходу движения токоприемник.

В сплотки могут включаться электровозы разных серий од­ного рода тока.

Ведущим локомотивом в сплотке, работающим в тяге, явля­ется первый по ходу движения электровоз. Каждый электровоз, не участвующий в тяге, сопровождается машинистом или помощ­ником машиниста, имеющим право управления электровозом. На этих электровозах должны быть обязательно включены мотор-вентиляторы охлаждения тяговых двигателей. На стоянке и при трогании сплотки на ведущем электровозе ВЛ11М или ВЛ11, или ВЛ10, или ВЛ10У поднимается дополнительно передний по ходу движения токоприемник. При достижении сплоткой скорости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник на ведущем электровозе опускается (при отправлении сплотки с бокового пу­ти станции на расстоянии не менее 15—20 м от ближайшего стре­лочного перевода).

При пересылке сплотками электровозов серий ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС200, ВЛ60К, ВЛ60П/К, ВЛ65, ЭП1, ВЛ15, ВЛ82, ВЛ82М для регулировки парка на участках их обращения при минусовой температуре количество электровозов в сплотке, число рабочих токоприемников и другие условия пересылки должны соответствовать инструкции о порядке пересылки локо­мотивов и моторвагонного подвижного состава.

Порядок отключения части тяговых двигателей на отдель­ных секциях электровозов (ведущих) в целях экономии электро­энергии, а также исключения из работы токоприемников (не подлежащих использованию во время движения), другие необхо­димые изменения в электрических схемах при перемещении элек­тровозов сплотками отражаются в местных инструкциях.

8. При выполнении маневров на станциях устанавливается следующий порядок работы токоприемников:

на односекционных, двухсекционных, а также трехсекционных электровозах ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85, кроме ЧС6, ЧС200, ВЛ15, используется в качестве рабочего любой по ходу движения токоприемник (задний или передний) для исключения опасных перекрытий секционных изоляторов и повреждения воздушных стрелок контактной сети. Допускается на двухсекционных и трехсекционных электровозах использовать в качестве рабочих два токоприемника (на трехсекционных электровозах ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85 — первый и третий токоприемники по ходу движения);

на трехсекционных электровозах ВЛ11, ВЛ11М используют­ся в качестве рабочих два токоприемника;

при двойной тяге на каждом электровозе используются в ка­честве рабочих по одному токоприемнику (передний или задний);

на электровозах ЧС6, ЧС200 используются в качестве рабо­чих два токоприемника, при этом одна секция электровоза ис­ключается из тяги;

на двухсекционных и трехсекционных электровозах ВЛ15 используются в качестве рабочих соответственно два и три токо­приемника. На двухсекционных электровозах поднимаются второй и четвертый токоприемники или первый и третий токоприемники, а на трехсекционных электровозах — второй, четвертый и шестой токоприемники или первый, третий и пятый токоприемники.

В зимних условиях работы в качестве рабочих используются передние по ходу движения токоприемники.

На станциях стыкования маневровые работы выполняются с использованием на электровозе в качестве рабочего первого по ходу движения токоприемника.

Порядок использования токоприемников в качестве рабочих при производстве маневров на станциях, в том числе на станциях стыкования, должен быть отражен в местных инструкциях.

9. Эксплуатация электропоездов постоянного и переменно­го тока осуществляется с поднятыми токоприемниками на всех моторных вагонах электропоезда. В случае повреждения на элек­тропоезде нескольких токоприемников разрешается вывести его с перегона на ближайшую станцию или довести электропоезд до ближайшего депо на оставшихся исправных токоприемниках.

Неисправные токоприемники исключаются из работы со­гласно требованиям инструкции о порядке действий локомотив­ных бригад и работников дистанций электроснабжения при повре­ждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.

10. Подъем и опускание токоприемников на электровозах и электропоездах на стоянке осуществляются только при отклю­ченных силовых и вспомогательных цепях, а также контакторах электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоез­дов. Отключение контакторов электроотопления вагонов пасса­жирских поездов производится в порядке, предусмотренном ин­струкцией по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.

Подъем токоприемников на электровозах рекомендуется производить поочередно, если это позволяет электрическая цепь управления токоприемниками.

11. Запрещается подъем токоприемников электровозов и электропоездов при движении по искусственным сооружениям, под спряжениями анкерных участков, секционными изоляторами, воздушными стрелками и на расстоянии менее 70 метров от них.

12. При подъезде к нейтральной вставке у электроподвижного состава выключаются силовые и вспомогательные цепи, контактор электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов. Электроподвижной состав должен иметь ско­рость достаточную для того, чтобы избежать остановки в пределах нейтральной вставки или воздушного промежутка, или секцион­ного изолятора.

Запрещается остановка и стоянка электровозов и электро­поездов с поднятыми токоприемниками в местах токоразделов: на изолирующих спряжениях анкерных участков (воздушных про­межутках) и секционных изоляторах.

При остановке электроподвижного состава на изолирующих спряжениях по разрешению поездного диспетчера, согласован­ному с энергодиспетчером, машинисту разрешается для вывоза поезда с этого места поднимать в качестве рабочего тот токопри­емник, который исключает опасное замыкание разнопотенциальных секций контактной сети.

В случае вынужденной остановки электроподвижного со­става на нейтральной вставке или воздушном промежутке поезд­ной диспетчер совместно с энергодиспетчером (после получения сообщения о точном месте остановки и с учетом конкретных ус­ловий поездной обстановки, профиля пути, массы поезда) при­нимает решение о порядке вывода остановившегося электропод­вижного состава по одному из следующих вариантов:

путем переключения схемы секционирования контактной сети с шунтированием изолирующего сопряжения или подачи напряжения на нейтральную вставку для самостоятельного выезда остановившегося электроподвижного состава с движением по графиковому направлению маршрута следования; с помощью вспомогательного локомотива. Порядок проследования электропоездами нейтральной вставки в случае, если электропоезд не вмещается в пределах ее длины (при вождении сдвоенных электропоездов и в других слу­чаях), устанавливается руководством железной дорога при безус­ловном обеспечении безопасности движения.

13. Разрешается осуществлять подъем токоприемников на электровозах и электропоездах при движении по главным путям станции и на перегоне, а также при следовании для остановки на боковой путь станции после проезда электроподвижным составом стрелки, ведущей на этот путь (при подъеме токоприемников от­ключаются силовые и вспомогательные цепи, а также контакторы электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов):

13.1. При скорости движения до 70 км/ч при одиночной тя­ге одного или двух токоприемников поочередно на электровозе, а на электропоезде до трех токоприемников одновременно.

13.2. При скорости движения до 40 км/ч при двойной тяге одновременно по одному токоприемнику на каждом электровозе и не более трех токоприемников на электропоезде,

13.3. При скорости движения до 30 км/ч при сильном ветре и автоколебаниях (пляске) контактных проводов на электровозе должен быть поднят второй токоприемник. При двойной тяге общее количество поднятых токоприемников должно быть не бо­лее трех, два из которых поднимаются на головном электровозе, а третий (задний по ходу движения) на втором электровозе.

13.4. При скорости движения поезда от 10 до 70 км/ч подъ­ем дополнительного токоприемника с включенными вспомога­тельными машинами.

14. В целях рационального использования токосъемных де­талей токоприемников (металлокерамических или металлоуглеродистых накладок, угольных вставок), обеспечения бесперебойного движения поездов при следовании их в одном направлении на участках обращения длиной 600 км и более на одной из станций участка разрешается производить смену рабочих токоприемников. На односекционных и двухсекционных электровозах (кроме ЧС6, ЧС200, ВЛ15) второй по ходу движения токоприемник опускает­ся, а первый — поднимается. На электровозах ЧС6, ЧС200, ВЛ15 второй и четвертый токоприемники опускаются, а первый и тре­тий — поднимаются. При вождении поезда двойной тягой (кроме ЧС6, ЧС200, ВЛ15) второй и четвертый по ходу движения токо­приемники опускаются, а первый и третий — поднимаются. На трехсекционных электровозах ВЛ11, ВЛ11М смена рабочих токо­приемников производится по местной инструкции. На трехсекционных электровозах ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85 третий по ходу дви­жения токоприемник опускается, а первый — поднимается. На трехсекционных электровозах ВЛ15 второй, четвертый и шестой токоприемники опускаются, а первый, третий и пятый — подни­маются.

Станции, на которых производится смена рабочих токопри­емников, устанавливаются в местных инструкциях.

Толщина  токосъемных   деталей   полозов  токоприемников при выпуске электровозов с ТО-2 устанавливается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги. Толщина токосъемных деталей регламентируется в зависимости от длины тя­гового плеча, интенсивности использования электровозов, нали­чия на контактных проводах гололеда и других условий работы с таким расчетом, чтобы с учетом смены рабочих токоприемников при следовании электровоза в одном направлении обеспечить его бесперебойную работу до очередного ТО-2 или ТО-3, или плано­вого текущего ремонта.

15. На пассажирских электровозах переменного тока в пе­риод отопительного сезона при стоянке с поездом поднимаются оба токоприемника.

При стоянке пассажирского поезда продолжительностью до 20 минут при двух поднятых на электровозе токоприемниках (или при одном из-за неисправности второго токоприемника) контак­тор электроотопления вагонов пассажирских поездов на электро­возах переменного и постоянного тока отключается. При боль­шей продолжительности стоянки периодически, с интервалом времени 10 минут, включается и отключается контактор электри­ческого отопления вагонов пассажирских поездов.

Трогание пассажирского поезда электровозами переменного тока в период отопительного сезона осуществляется при двух поднятых токоприемниках.

После достижения поездом скорости 5-10 км/ч первый по ходу движения токоприемник опускается (при отправлении поез­да с бокового пути станции на расстоянии 15-20 м от ближайше­го стрелочного перевода).

Трогание пассажирского поезда электровозами переменного и постоянного тока осуществляется при отключенном контакторе отопления пассажирских вагонов, который включается при дос­тижении поездом скорости 5-10 км/ч.

В случае неисправности одного из токоприемников, в том числе его излома, стоянка и трогание поезда осуществляются при одном токоприемнике до ближайшего основного депо или ПТОЛ, где возможен ремонт неисправного токоприемника. Неисправный токоприемник исключается из работы согласно требованиям ин­струкции о порядке действий локомотивных бригад и работников дистанций электроснабжения при повреждениях токоприемни­ков, контактной сети и комиссионном их рассмотрении.

16. При неисправности контактной сети, производстве пла­новых ремонтных и строительных работ, когда проследование электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками не допускается, опускание и подъем токоприемников осуществляет­ся по временным сигнальным знакам в порядке, предусмотрен­ном инструкцией по сигнализации на железных дорогах Россий­ской Федерации.

17. Порядок проследования поездов с опущенными токо­приемниками на электроподвижном составе на двухпутном участ­ке, когда на нем ведутся плановые ремонтные путевые и строи­тельные работы с пропуском поездов по одному из железнодо­рожных путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, устанавливается по временным сигнальным знакам в соответствии с инструкцией по сигнализации на желез­ных дорогах Российской Федерации.

18. Опускание токоприемников на электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций кон­тактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, производится по сигнальным све­товым указателям «Опустить токоприемник» в порядке, преду­смотренном инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

19. Порядок опускания и подъема токоприемников элек­троподвижного состава при проследовании токораздела устанав­ливается в соответствии с инструкцией по сигнализации на же­лезных дорогах Российской Федерации.

20. В случае внезапного обнаружения повреждения кон­тактной сети, не допускающего проследования электроподвижно­го состава с поднятыми токоприемниками, работником дистан­ции электроснабжения или работником другой службы подается ручной сигнал «Опустить токоприемник». Подача ручного сигна­ла, а также оповестительного сигнала (машинистом электровоза), проследование места повреждения контактной сети и подъем то­коприемников производятся в соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

21. При наличии на контактных проводах и токоприемни­ках гололеда (инея, изморози) локомотивными бригадами выпол­няются следующие работы:

 21.1. Удаляется гололед (иней, изморозь) с подвижных рам токоприемников во время длительных стоянок электроподвижно­го состава периодическим (через каждые 5—10 минут) поочеред­ным трехкратным подъемом и опусканием токоприемников при выключенных силовых и вспомогательных цепях, а также контак­торе электроотопления вагонов пассажирских поездов и электро­поездов. Если этими действиями не обеспечивается отпадение ле­дяной корки с подвижных рам токоприемника, то токоприемни­ки опускаются, и их очистка производится локомотивной брига­дой по разрешению работников района контактной сети механи­ческим способом с подъемом на крышу электроподвижного со­става при соблюдении требований по охране труда. До начала ра­бот снимается напряжение с контактной сети и производится ее заземление работниками района контактной сети. Порядок подъ­ема на крышу электроподвижного состава и заземления контакт­ной сети должен осуществляться в соответствии с инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети.

21.2. Трогание и следование односекционных и двухсекци­онных электровозов с поездом или резервом, а также передвиже­ние на станциях осуществляется при двух поднятых токоприем­никах, а электровозов ЧС6, ЧС200, ВЛ15 при трех токоприемни­ках (первом, втором и четвертом по ходу движения), на трехсекционных электровозах ВЛ11 и ВЛ11М при трех токоприемниках, на трехсекционных электровозах ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ85 при двух токоприемниках (первом и третьем по ходу движения). При двойной тяге общее количество поднятых токоприемников на электровозах не должно превышать трех, из них два токоприем­ника поднимаются на головном электровозе, а на заднем элек­тровозе — второй по ходу движения токоприемник.

21.3. На электровозах, пересылаемых сплоткой на участках их обращения, на ведущем электровозе поднимается передний по ходу движения токоприемник.

21.4. Перед отправлением поезда после стоянки в течение 10 минут и более электровоз отцепляется от состава и произво­дится очистка контактных проводов от гололеда (инея, изморози) токоприемниками электровоза проездом 2-3 раза в пределах дли­ны, разрешенной дежурным по станции, но не менее 30 метров. Число рабочих токоприемников во время очистки контактных

проводов должно соответствовать пункту 21.2 настоящей Инст­рукции.

21.5. При невозможности использования в работе указанно­го в пункте 21.2 количества токоприемников необходимо полу­чить разрешение энергодиспетчера на движение электровоза.

22. При очистке контактных проводов от гололеда с помо­щью вибропантографов и пневмобарабанов они устанавливаются непосредственно на токоприемники типа Т5-М1 (П-5) грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ15, ВЛ82, ВЛ82М, типа Л-13У1 (ТЛ-13У), Л-1У1-01, П-1У грузовых электровозов ВЛ80С, ВЛ80Р, ВЛ80Т, ВЛ85, ВЛ60К.

Вибропантографы и пневмобарабаны устанавливаются взамен демонтированного полоза на первом по ходу движения токоприемнике.

Для очистки контактных проводов от гололеда рекомендуется использовать восьмиосные электровозы, а также шестиосные электровозы (при их наличии в парке в распоряжении депо).

23. При стоянке электровозов с поездами, электропоездов на станциях, других раздельных пунктах, перегонах, а также в ожидании работы, отстое электровозов и электропоездов на станциях, пунктах оборота и на деповских путях с поднятыми токоприемниками при температуре окружающего воздуха —35 °С и ниже необходимо через каждые 5—10 минут несколько раз поочередно опускать и поднимать токоприемники при обесточенных силовых и вспомогательных цепях и выключенном контакторе электроотопления вагонов пассажирских поездов и электропоездов.

24. Порядок работы токоприемников на скоростном элек­троподвижном составе (с учетом типа, количества и взаимного размещения токоприемников, средств защиты высоковольтного оборудования, а также других специфических факторов) отража­ется в специальных инструкциях, утверждаемых МПС России.

25. В соответствии с приведенными в настоящей Инструкции требованиями и с учетом местных особенностей эксплуатации служ­бами локомотивного хозяйства и электроснабжения железных дорог разрабатываются местные инструкции локомотивным бригадам и работникам районов контактной сети о порядке использования то­коприемников электроподвижного состава для различных условий эксплуатации.

При разработке указанных местных инструкций должны соблю­даться требования следующих правил и инструкций:

правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

правила по технике безопасности и производственной санита­рии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава;

правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу;

правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог;

правила электробезопасности для работников железнодо­рожного транспорта на электрифицированных железных дорогах;

инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации дви­жения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;

инструкция о порядке действий локомотивных бригад и ра­ботников дистанций электроснабжения при повреждениях токо­приемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении;

инструкция по безопасности для электромонтеров контакт­ной сети;

типовая инструкция по охране труда для слесарей по ре­монту электроподвижного состава;

типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад.

Инструкция о порядке работы токоприемников электро­подвижного состава, утвержденная МПС СССР 31 мая 1983 г. №ЦТ/ЦЭ-4134, на территории Российской Федерации не при­меняется.

 

города Новокузнецк, Кемерово